Реконструкция БКЗ Октябрьский

Реконструкция БКЗ Октябрьский
11.07.2004

Реконструкция БКЗ Октябрьский

О реконструкции все мечтают. Театры и концертные площадки, оборудование которых, смонтированное десятилетия назад, давно и безнадежно устарело; фирмы, которые выигрывают тендеры на поставку нового, и фирмы-подрядчики. Реконструкцию все ненавидят: театры и концертные площадки, на неопределенное время выведенные из привычного творческого процесса и превращенные в хаос; фирмы-поставщики, до последнего согласовывающие планы производства работ, меняющие перечень номенклатуры и пытающиеся "раскроить" носовой платок так, чтобы получилась приличная рубаха. Наконец, подрядчики, вынужденные время от времени оказываться по ту или иную сторону баррикады... Не открою секрет, но не СЛУЧИЛАСЬ еще такая реконструкция, которой бы остались довольны все.

Мы не в первый раз обращаемся к проблемам, связанным с реконструкцией (Статья Глеба Фильштинского "Алгоритм созидания" ВНС №26, "И на старуху бывает..." ВНС № 27). На этот раз наш рассказ о Большом Концертном Зале "Октябрьский", что в Санкт-Петербурге.

Наши собеседники:

А.Н. Фокичев — директор светотехнического направления ЗАО "ДОКА Медиа"
А.С. Айрапетянц — технический директор ЗАО "ДОКА Медиа"
А.Т. Юрков — начальник службы художественного света БКЗ
Ф.Б. Дараган — художник по свету БКЗ
Е.Л. Ганзбург — художник по свету, технический директор компании "ДОКА — Санкт-Петербург"
Н.И. Пинус — директор ООО "БНС", координатор проекта реконструкции БКЗ

Большой Концертный Зал "Октябрьский" — одна из самых крупных сценических площадок обеих столиц. Первый концерт состоялся в октябре1967 года, а спустя почти сорок лет, в июне 2003 года, встал вопрос о реконструкции Зала. В объявленном конкурсе на переоборудование комплекса постановочного освещения победила "ДОКА Медиа", и в июле этого же года с ней был заключен договор.

9 августа приостановлена концертная деятельность на сцене БКЗ, а уже 26 сентября возобновлена вновь!

Всего за полтора месяца было осуществлено полное переоснащение светового комплекса и освоено 32 миллиона рублей! А началась работа с определения задач, оформления идеологии освещения и выявления приоритетов.

Часть Первая. О задачах.

А.Т. Юрков:

Реконструкция БКЗ "Октябрьский" явилась результатом полного физического и морального износа светотехнического оборудования, которое было смонтировано многие десятилетия назад. Производственные работы, от начального цикла до готовности комплекса к эксплуатации, были проведены за месяц с небольшим, что само по себе поразительно.

Работы по реконструкции Зала производились фактически без проекта и в невероятно сжатые сроки. Это требовало от всех участников процесса высокой концентрации, исключало любую, даже малейшую ошибку, ведь ее устранение заняло бы дефицитнейшее время.

Принимая во внимание сложность проекта, руководство компании "ДОКА Медиа" впервые за годы существования вводит должность координатора проекта.

А.Н. Фокичев:

— Координатор нужен был по ряду причин. ДОКА всегда просто поставляла оборудование, потом жизнь заставила, и мы научились его монтировать, но по чужим проектам. Следующий шаг — научились проектировать. Опыта такой сложной реконструкции, как в БКЗ, не было (хотя за плечами — реализация проекта реконструкции Норильского заполярного театра, но там все работы выполнял один коллектив), никогда еще перед нами не стояло так много разнохарактерных задач. Поставка оборудования сочеталась с проектированием, электромонтажное проектирование с проектированием механики; монтаж механики с монтажом электрики, потом — навеска оборудования, обучение персонала. Возникла проблема — не на что вешать свет, значит, пришлось заниматься разработкой проектов подвесов и их изготовлением... Соответственно, остро встала необходимость объединить труд разнообразных субподрядчиков. Кроме того, был еще технадзор со стороны заказчика, был сам заказчик, который состоял не из одного человека, а из службы главного инженера, службы главного механика, службы постановочного света, которые иногда выставляли весьма противоречивые задачи. Плюс сама ДОКА с поставкой оборудования. И весь этот огромный муравейник должен был как-то сосуществовать. Должен был кто-то организационно выстроить взаимосвязи: кто важнее, где пересекаются решения, какое из них выбрать, как распределялись команды логично. Стало понятно, что без курирования, без координации проект будет пробуксовывать. Это первое. Второе — фактор расстояния, удаленности объекта непосредственно от ДОКИ.

А третье — мы уже тогда знали, что будет Новосибирск — проект еще более сложный, чем Октябрьский. Поэтому выбор пал на БНС — новосибирскую компанию, нашего давнего дилера, и ее директора Наталью Пинус. Если честно, у нас появился шанс поучиться, мы им воспользовались, да еще готовили кадры на будущее, чтобы заниматься новосибирским проектом.

Каждый из нас хотя бы однажды был в роли зрителя, и как любой зритель видел лишь небольшую толику огромной системы под названием ПОСТАНОВОЧНЫЙ СВЕТ. Когда эффектное световое сценическое перевоплощение способно сделать выступление "звезды" ярким, а театральное зрелище — незабываемым. Но это — вершина айсберга. Профессионалам же ясно, что основу любого комплекса постановочного освещения составляет система управления, которая состоит из пультов управления, вспомогательных цифровых устройств, диммерной системы, системы коммутаций. Это базис, с которого начинается любая постановочная деятельность. Надо сказать, что силовая часть, как и вся система управления, не менялась с момента ввода в эксплуатацию Концертного зала, то есть с 1967 года. Так называемые тиристорные блоки вот уже почти сорок лет выполняли функции диммерной системы. Понятно, что подобное оборудование устарело.

Н.И. Пинус:

— Конечно, можно было ограничиться модернизацией только видимой части комплекса, то есть основную массу выделенных средств направить на приобретение световых приборов, обеспечивающих изысканные эффекты. И подключить современные приборы к старым базисным элементам. Но на долго ли?

Одной из задач, стоящей перед инженерной службой БКЗ и компанией "ДОКА Медиа", была задача, казавшаяся невыполнимой, — распределение средств, выделенных на реконструкцию. Решили начать именно с "базиса" и полностью обновить его.

А.Т. Юрков:

— Мы столкнулись с невозможностью дальнейшего использования магнитных усилителей выпуска тысяча девятьсот шестьдесят восьмого года, которые обеспечивали всю силовую часть системы. У нас получалось, что где-то шестьдесят процентов от общей суммы ушло не конкретно на свет, как мы это понимаем, а на инженерное обеспечение работы светотехнического оборудования. И вот в результате мы имеем то, что имеем. Хорошо это или это плохо? Это надежно. Это безопасно с электротехнической точки зрения, с точки зрения пожарной безопасности, и в то же время работает на перспективу, на развитие. Имея такую энергообеспечивающую систему, мы можем купить любой модный свет, развесить его и радоваться. Известно, что мода на свет меняется каждые два года. Фирмы быстро перестраиваются, выпускают новые модели, те вытесняют предыдущие и так далее. За всеми новинками не угнаться, но теперь мы можем развивать наш светотехнический парк бесконечно. Помимо постановочного сценического света надо помнить и об освещении зрительного зала. Это тоже очень серьезно, хотя мало кто задумывается — ну, заходят зрители, выходят, антракт, окончание зрелища... Нам пришлось менять тиристорные блоки, которые управляют освещением в зрительном зале. Это сильное энергоемкое оборудование, которое взяло на себя тоже большую часть средств.

Итак, создавалась крепкая основа светотехнического постановочного комплекса, позволяющая управлять тем оборудованием, что есть сегодня и тем, которое появится завтра.

От взора большинства скрыта серьезная часть системы, на которой функционирует комплекс в целом. Это и такая серьезная непонятная непрофессионалу часть, как диммерная, и аппаратура управления — инструмент художника по свету, это и коммутация...

А.Т. Юрков:

— Все эти провода — кровеносные сосуды, по которым электрическая энергия распределяется, как по организму, во все рабочие места: службы художественного света, на исполнительные механизмы, прожекторы и светильники. Здесь больше двухсот пятидесяти километров кабеля. Если Невский проспект четыре километра, представьте, сколько здесь Невских!

Выбор был остановлен на диммерной системе бельгийской компании ADB, пульте управления Phoenix 10/XT с новейшим программным обеспечением ISIS+, с резервным пультом Phoenix 2/XT, с набором цифровых устройств, образующих сеть Ethernet*, которая только-только приходит к профессиональным российским пользователям. В качестве силовых блоков были выбраны показавшие свою предельную надежность силовые блоки Eurorack от ADB.

А.С. Айрапетянц:

— В большом концертном зале Санкт-Петербурга удалось реализовать интересную систему управления светом. Она прогрессивна и вообще, и в России в частности. Это дает возможность свободно и гибко менять варианты подключения разного оборудования внутри системы, например, помимо пультов управления, которые имеются в зале, пульты, с которыми приезжают гастролирующие коллективы. В любой точке подключить Ethernet и работать с любым осветительным, усилительным, диммерным оборудованием. Я, честно говоря, не знаю пока площадок, на которых такая система работала бы в полной мере. Реализованы подобные проекты и в Санкт-Петербурге, и в Москве, но не уверен, что они очень эффективно используются.

Мы в любой точке зала можем получить как входные, так и выходные 8 DMX-сигналов, причем и не один поток, а до четырех потоков. Кстати, два однотипных пульта Phoenix (ADB) — это тоже редкая вещь в практике. Они могут работать как основной и резервный, либо в режиме, когда оба работают одновременно, но с разными группами оборудования. Выбор бельгийской компании ADB не случаен. Практика показала, что такой вариант хорош в силу своей надежности и простоты в обслуживании.

Та основа, которая здесь заложена с точки зрения управления, с точки зрения силовых блоков позволяет залу развиваться и дальше. То есть, мы предусмотрели возможность роста по крайней мере лет на десять-пятнадцать.

17.04.2024

С ЮБИЛЕЕМ!

26.03.2024

Весна. Франкфурт. Prolight&Sound

12.02.2024

Компания Claypaky продолжает движение к «зеленому» будущему: сертификат ISO 14064-1:2018 получен второй год подряд

08.02.2024

ДОКЕРАМ ПОДВЛАСТНО ВСЕ, ПОКОРИЛИ ДАЖЕ АНТАРКТИДУ!

08.02.2024

Новинка компании DTS - SYNERGY 6 PROFILE

02.02.2024

Репортаж о ходе реконструкции в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского–Корсакова

07.01.2024

ДОКА поздравляет с юбилеем Дамира Исмагилова

28.12.2023

В ОЖИДАНИИ ДЕДА МОРОЗА