Реконструкция БКЗ Октябрьский. Приоритеты и не только

13.07.2004

Реконструкция БКЗ Октябрьский. Приоритеты и не только

О реконструкции все мечтают. Театры и концертные площадки, оборудование которых, смонтированное десятилетия назад, давно и безнадежно устарело; фирмы, которые выигрывают тендеры на поставку нового, и фирмы-подрядчики. Реконструкцию все ненавидят: театры и концертные площадки, на неопределенное время выведенные из привычного творческого процесса и превращенные в хаос; фирмы-поставщики, до последнего согласовывающие планы производства работ, меняющие перечень номенклатуры и пытающиеся "раскроить" носовой платок так, чтобы получилась приличная рубаха. Наконец, подрядчики, вынужденные время от времени оказываться по ту или иную сторону баррикады... Не открою секрет, но не СЛУЧИЛАСЬ еще такая реконструкция, которой бы остались довольны все.

  • Большой Концертный зал Октябрьский (Санкт-Петербург)
  • Большой Концертный зал Октябрьский (Санкт-Петербург)
  • Большой Концертный зал Октябрьский (Санкт-Петербург)
Большой Концертный зал Октябрьский (Санкт-Петербург)

Наши собеседники:

А.Т. Юрков — начальник службы художественного света БКЗ
Ф.Б. Дараган — художник по свету БКЗ
Н.И. Пинус — директор ООО "БНС", координатор проекта реконструкции БКЗ

Невольно задумываешься, а как же все это действовало раньше? Ведь и на старом оборудовании Зал работал, концертная деятельность не прекращалась.

А.Т. Юрков:

Раньше у нас были прожекторы, стационарно установленные на софитах, на других рабочих местах. И для того, чтобы направить один прожектор, надо было весь подъемный механизм — софит — опускать и поднимать по двадцать, по тридцать раз. На это уходило время. Направка длилась три, четыре часа.

Теперь все делается мгновенно. Секунды. Это — культура производства. Не надо лазать на этот софит. Это — техника безопасности. Сокращается время репетиционное, сокращается время нагорания ламп, потому что и во время репетиций идет направка, прожекторы работают. Это — экономично. Сложнее стало или проще? Сложнее. Если раньше было ручное управление, подошел к пульту и начинаешь руками "методом тыка" что-то выбирать: ложа один — синенький, ложа два — красненький. То теперь художник по свету подходит к пульту, неся заготовку в голове, он ее прорабатывает, может быть, ночью или по дороге на работу. Непривычность мозговой загрузки. Новая компьютерная техника, которую мы имеем сейчас, очень совершенная, но не созидающая. Она призвана только помогать, все остальное ложится на собственные таланты художника по свету, который оформляет тот или иной концерт. Это сложно. Ну, ничего. Привыкаем.

В святая святых художников по свету — аппаратной — напряженная работа: готовится партитура предстоящего концерта. Задаем несколько вопросов Феликсу Дарагану...

Ф.Б. Дараган:

Меня привело в эту аппаратную желание каждый день видеть хорошие и качественные концертные программы. Почему я пришел именно в это время? Видимо, судьба. Я мог бы прийти на год раньше или позже. Думаю, если бы я пришел раньше, мне было бы не интересно. А так — попал в самую точку, в самый напряженный момент, когда фактически каждый день надо принимать какие-то мгновенные творческие решения. Самое главное — это общая цель: начать концерт и закончить концерт. Понять, что надо режиссеру, понять, что творится на сцене, что надо артисту, и выстроить свет. Мне, конечно, помогает режиссерское образование. По-моему, прежде всего надо установит ь логику общения с оборудованием, которое здесь появилось. Оно открывает безграничные возможности для человека, который с ним работает.

Если учитывать то, что я никогда в жизни не имел дело с компьютерами вообще, то пульт Phoenix дает настолько полный охват всего современного уровня компьютеризации, что мне кажется, я уже скоро буду сам программы составлять. Благодаря установленным каким-то взаимосвязям с пультом, я окунулся в абсолютно новое, свежее жизненное пространство. И понял, что и в этом мире главным остается — человеческий р 0 4актор. Приборы не работают сами по себе, это я заставляю их работать так, как мне надо. Мне нравится импровизировать. Phoenix позволяет это делать, он откликается сейчас же, немедленно, мгновенно. Очень удобен, и я каждый день, каждый концерт открываю для себя что-то новое в нем. Я начал обращать внимание на то, какая подсветка в городе, где какой фонарь, где какой прожектор, как окно светится, чтобы каким-то образом это использовать в Зале. Но такую прекрасную машину нельзя пытаться подвести под старые условия работы, потому что эта техника не позволит с собой шутить. И, кстати говоря, научившись работать на Phoenix 10, все остальные пульты, которые так или иначе у нас задействованы на концертах, и с приходящими художниками в том числе, не представляют для меня совершенно никакой сложности.

Вопрос перехода персонала на новые, более усовершенствованные условия работы был и пока остается одним из основных. Это касается не только "Октябрьского", но и последующих обновленных площадок тоже.

А.Т. Юрков:

О сложностях перехода самого персонала на обслуживание этого оборудования можно говорить долго. Есть люди, которые мгновенно, от домашних компьютеров, быстро, чисто рефлекторно перестроились на новые условия. А есть люди старшего поколения, которым это сделать сложно. Но персонал с огромным стажем работы здесь, который видел столько концертов и спектаклей, который, оформлял не одну зарубежную программу, он несет в себе особую информацию. Он несет в себе опыт. У военных была такая своеобразная инструкция на случай холодной войны: в бомбоубежище впускать лиц до шестнадцати лет и после шестидесяти. Потому что это — будущее, а это — носители опыта. И у нас тоже произошло интересное сочетание носителей ручной работы, но с громадной информацией и молодых, "продвинутых". Но уже и те, и другие почувствовали интерес, новизну. Подготовительной работы стало больше. То есть, еще большего вложенного труда. Но это и есть наработка на красоту. Все адекватно. Вложил — красиво. Не вложил — некрасиво. Так что, все по законам жизни.

Реконструкция завершена. Зал уже давно работает в привычном режиме — каждодневные концерты и шоу-программы. Не будем забывать и об особой его специфике: сегодня — балет, завтра — цирк, послезавтра — выступление звезды. Значит, и свет будет выстраиваться сообразно этой специфике. За кадром остались, помимо прочих, и инженерные сложности по превращению киноконцертного зала в концертный. А ведь все как будто забыли об этом, даже исключив "киноконцертный" из названия. Пришлось приспосабливаться под архитектуру зала, когда-то спланированного для кинопоказа. Это — маленькие габариты рабочих мест, очень неудачное расположение координат световых приборов и неудачное расположение моста, глубоко вписанного в потолочное пространство... А проблема с акустическими щитами, верхними падугами? Расстояние между падугами было ровно тридцать сантиметров. И вписать нормальное оборудование в эти щели не представлялось возможным. Было принято решение убрать железные щиты весом от четырех тонн и вместо них сделать дополнительные, но уже профессиональные театральные софиты... Сейчас уже ведется разговор о дальнейшем превращении киноконцертного зала в нормальную, театральную площадку. Значит, история бесконечна, "и нет предела совершенству"?

Н. Пинус:

Что касается концертов звезд. Иметь весь арсенал эффектного света в наличии нецелесообразно, так как номенклатура его подвержена моде. Это, кстати, логично и вполне по-европейски. Просто к уже имеющемуся базисному комплекту оборудования время от времени по желанию звезд добавляется новомодное — берется в аренду. Но это — по желанию "избалованных" звезд.

Уверяем, большинство и исполнителей, и зрителей устроит обновленный, высокотехнологичный, надежный комплекс постановочного освещения Большого Концертного Зала "Октябрьский".

22.03.2018

Тестирование и гарантии от ETC

19.03.2018

ETC расширяет гарантию на прожекторы, проданные после 1 января 2018 года

05.03.2018

60 лет Зеленограду отметили открытием Культурного Центра «Зеленоград» после реконструкции

28.02.2018

Новое обновление программного обеспечения для ETC

09.02.2018

Московский парк «Зарядье» собирает награды!

30.01.2018

Официальный дистрибьютор Portman Lights в России!

23.01.2018

Встречайте компанию Portman Lights

19.01.2018

Новая прошивка для ColorSource