Реконструкция БКЗ Октябрьский. Идеология освещения

12.07.2004

Реконструкция БКЗ Октябрьский. Идеология освещения

Наши собеседники:

Е. Л. Ганзбург — художник по свету, технический директор компании "ДОКА — Санкт-Петербург"
Н.И. Пинус — директор ООО "БНС", координатор проекта реконструкции БКЗ

Но какая же реконструкция без замены и переоснащения осветительных приборов?

Н.И. Пинус:

Руководство объекта должно точно знать и понимать, на что конкретно тратятся деньги. Ведь зачастую, когда речь идет о полной замене комплекса постановочного освещения, много денег "закапывается" в зал. Потраченных денег не видно...

Но настоящая реконструкция, прежде всего, призвана затронуть именно эту "подводную" часть. Светильники можно докупить, в конце концов, взять в аренду... Трассы или диммерную в аренду не возьмешь...

В итоге, люди недоумевают... И где же наши деньги? Мы ведь потратили миллион... И разве на сцене стало лучше на миллион...?

Чтобы таких вопросов не возникало, поговорим о свете.

Свет условно можно разделить на две группы: комплект для реализации классических функций и эффектный свет. Сначала о классике.

Зал оснастился приборами различного типа, и каждый тип призван решать строго определенную функцию, а все вместе — световое обеспечение любого зрелищного мероприятия. Фронтальный свет представлен шестьюдесятью двухкиловаттными линзовыми прожекторами и восемью профильными прожекторами двухкиловаттной мощности. Они решают задачу статичного освещения. На первом и втором верхних софитах размещены по 30 PAR-ов 64 и по 8 Roulette-ов.

Roulette на софитах создают различные варианты графики как на самой сцене, так и дают мощный контровой свет на авансцену или оркестровую яму, что особенно важно во время выступления живых оркестров.

40 MultiPar на контровом софите — еще один источник мощного потока. Именно они создают хорошую основу, на которой можно "рисовать" эффектным светом, в частности, Stage Zoom-ами.

На горизонтном софите — 50 приборов заливочного света Scene 500, работающих на задник сцены. Они полностью решают вопрос художественного освещения живописных задников. Учитывая универсальность БКЗ, с помощью прожекторов на прострелах, таких как Stage PC 2000, можно создавать необходимую в балете "прорисовку" контуров, а во время концертов — дополнительный эффект объема сценического пространства. И последним нюансом, дающим полноценную объемную картину на сцене, являются так называемые Башни, расположенные глубоко в кулисах.

Но вот без чего не обходится каждое концертное шоу, так это без эффектного света. Это знает всякий: от художника-постановщика до исполнителя — эффектов много не бывает. Заявляем с полной ответственностью — существующего эффектного света достаточно для обслуживания подавляющего большинства мероприятий, проводимых в зале. Была выбрана ударная группа из двенадцати прожекторов Stage Zoom (Clay Paky) — многофункциональных приборов с потрясающими возможностями: зуммированием, изменением градуса луча, наложением одного цвета на другой и т.д.

Е. Л. Ганзбург:

Мне кажется, что так называемые интеллектуальные приборы дают художнику по свету огромное количество дополнительных возможностей, которые просто грех не использовать, и чем их больше, тем лучше. Будь то концерт, драматический спектакль, опера или балет. Разница только в художественном наполнении этого спектакля или шоу. Stage Zoom , которые установлены в большом концертном зале "Октябрьский", на сегодняшний день — одни из лучших, на мой взгляд, приборов, которые вообще можно купить за деньги в России. Можно менять гобо, можно заказывать какие-то гобо для получения того или иного светового эффекта: и огонь, и воду, и дождь, и просто абстрактные картинки. Можно точно высветить актера или элемент декорации, расставить акценты на сцене, добиться того, что акценты будут меняться в каждый момент. Этот прибор создает ритм, дыхание, создает Свет, а это — четвертое измерение сцены. Палитра его настолько богата, что художник по свету или режиссер могут воплотить любые свои желания, любые творческие потребности.

Совокупное количество управляемых приборов в зале — пятьдесят четыре. F.A.L. 3-60-4 — прибор с движущимся корпусом, с вращающимися и статичными гобо, ирисом, призмами и электронным фокусом — еще один вариант эффектного света.

Спору нет, вышеупомянутый Zoom — прибор высококлассный, сложный, а потому — дорогой. Roulette же — более экономичный. Это — своеобразный компромисс осветительного комплекса. При их доступной стоимости и, соответственно, большем количестве, превосходно решается задача с заполнением управляемым светом всего объема и сцены, и зала. В БКЗ их тридцать. Тридцать управляемых лучей! Причем, расположенные в различных областях зала, они решают разные задачи. Например, Roulette из лож решают задачу освещения зала в момент выхода в него исполнителей, что особенно важно во время видеосъемок и телетрансляций. Приборы из лож и выносного моста освещают порталы. Кстати, порталы сцены высотой в четыре этажа и шириной восемь метров — огромное пустое пространство, которые до недавнего времени просто не работало. Включили Roulette — пространство ожило. С помощью Roulette можно проследить движение актера из глубины сцены на авансцену, например, для поклонов. Часть приборов работает функционально на исполнителя. В "Октябрьском" превосходный парк следящих прожекторов, некоторые из которых — пушки фирмы F.A.L., такие как Opera1200 и Opera 2500, акцентируют внимание зрителей, позволяют детализировать восприятие.

Надо сказать, что задача освещенности зала решена в полном объеме.

22.03.2018

Тестирование и гарантии от ETC

19.03.2018

ETC расширяет гарантию на прожекторы, проданные после 1 января 2018 года

05.03.2018

60 лет Зеленограду отметили открытием Культурного Центра «Зеленоград» после реконструкции

28.02.2018

Новое обновление программного обеспечения для ETC

09.02.2018

Московский парк «Зарядье» собирает награды!

30.01.2018

Официальный дистрибьютор Portman Lights в России!

23.01.2018

Встречайте компанию Portman Lights

19.01.2018

Новая прошивка для ColorSource