Большой театр. Реконструкция

21.10.2005

Большой театр. Реконструкция

17 октября прошла первая пресс-конференция о реконструкции Большого театра для средств массовой информации.

Как и любое грандиозное дело, реконструкция Большого театра уже обросла домыслами и кривотолками. Основным упрёком звучит, как правило, одно — слишком дорого. Согласитесь, это — по-русски: ни одно государство мира, задумавшее возродить какое-либо национальное достояние, так перед соотечественниками не оправдывается.

Думаю, и прибывших в административное здание Большого театра журналистов, вопрос стоимости проекта реконструкции волновал более всего.

Организаторы пресс-конференции поступили мудро. В информационном бюллетене "Новое сценическое оборудование Большого театра", подготовленном пресс-службой, сумма контракта была обнародована — 195 488,2 тыс. евро...

Презентовали проект реконструкции В.Ю. Ефимов — заместитель генерального директора театра, Хендрик Пердайк — директор компании "Bosch Rexroth AG" — Генерального подрядчика реконструкции Большого театра и Хорст Кункель — директор фирмы "Kunkel Consulting GmbH".

"Kunkel Consulting GmbH" с немецкой стороны, так же как и "ДОКА Медиа" с российской стороны, будет заниматься сценическим освещением театра.

Из всего сказанного и показанного (демонстрационная компьютерная версия) стало ясно одно — реконструкция давно назрела, и промедление её могло плохо закончиться не только для самого здания театра, но и для зрителей и актёров. Что же касается предстоящих работ — вот некоторые тезисы.

Сложность задачи заключается в следующем: с одной стороны театр — национальное достояние, а значит, необходимо учитывать мнение историков и реставраторов. С другой — Главный театр России должен иметь самые современные сценические технологии, новейшее оборудование, эксклюзивные материалы. При этом вопрос надёжности, безотказности — как на любом правительственном объекте.

В задачу реконструкции входит сохранение исторического здания и создание современных условий работы для труппы театра, а в силу "островного" положения театра эти задачи можно решить только путем развития подземного пространства. Стена углубляется на 24 м, а задавливание свай будет производиться на глубину от 16 до 26 м. Будет создан подземный концертный зал.

Театру необходимо вернуть утраченную в XX веке акустику: и начинать надо с оркестровой ямы — сложнейшего технологического трансформирующего узла. Подъемная площадка оркестровой ямы будет снабжена акустической декой и барабанным акустическим отражателем. Механизация оркестровой ямы обеспечит возможность замены оборудования оркестра и игры оркестра на разных уровнях по отношению к сцене...

Сцена будет состоять из 7 главных двухуровневых подъёмно-опускных площадок, что позволит быстро менять декорации и положение сцены — ровная, наклонная или ступенчатая. На эти площадки сможет въезжать задняя фура с уже смонтированными декорациями или балетная фура со специальным упругим покрытием и поворотным кругом. Перемещать механику сцены будет гидравлическая напорная станция вместимостью 50.000 литров и мощностью 700 кВт...

Основным устройством для перемещения декораций в пространстве сцены станут 72 штанкетных подъёма. Верхняя механизация включает индивидуальные подъемы для перемещения отдельных предметов и конструкций декораций. Их — 100 штук, что само по себе уникально. В эту же систему включены полётные устройства для перемещения в воздухе актёров и декораций.

Над арьерсценой опять восстановят знаменитую звонницу Большого театра...

Теперь о системе сценического освещения.

Сразу оговорюсь, на самой пресс-конференции об этом не рассказывалось. Что вполне объяснимо. Во-первых, это последующий этап реконструкции. Во-вторых, журналистов-неспециалистов это и не интересовало. Им важно было понять общую грандиозность замысла. Куда уж до частностей.

Итак, о свете.

Западная система сценического освещения предполагает мобильность подвески осветительных приборов, каждый новый проект требует своего пространственног о размещения. Традиция российского сценического света с репертуарным театром предполагает поплановое софитное размещение, так называемое "стационарное оборудование" — комплект осветительных приборов, устанавливаемых жестко на металлических конструкциях в объёме коробки сцены. Принцип попланового размещения осветительных приборов решено сохранить. Однако софиты станут многочастными, разрезными. Вместо единой многотонной многоярусной металлической конструкции 16-22 метров длиной, оснащённой осветительными приборами, проводами, разъёмами и т.д., будут три — пять автономных частей. Эти части закреплены на единой фермовой несущей конструкции, расположенной под колосниками и перемещающейся от зеркала сцены в глубину от зрителя. При этом каждая часть софита может перемещаться независимо от других в вертикальной плоскости. Здесь используется принцип работы мостового крана.

Боковые осветительные башни тоже будут двигаться по планам в глубину сцены и вдоль вертикальной оси — т.е. менять высоту подъёма над уровнем планшета. Портальные осветительные кулисы смогут перемещаться вдоль зеркала сцены.

Таким образом, возникает гибкое пространственное размещение осветительных приборов — или трансформируемое световое пространство.

Размещение прожекторов в зрительном зале сохранится в традиционном классическом варианте — осветительные ложи и фронтальная проекционная...

Уникальные мощные прожекторы с низковольтными лампами, разработанные специально по заказу Большого театра, в настоящее время уже проходят проверку и тестирование на других театральных площадках. Так же специально разработан дистанционно управляемый световой занавес, для создания свето-воздушных плоскостей и объёмов. Предполагается использовать театральные проекционные аппараты нового поколения, совмещающие слайдовую проекцию с возможностями профильного прожектора и цветодинамической заливки; цифровые видеопроекторы повышенной мощности с дистанционным пространственным позиционированием.

Кроме традиционных прожекторов с галогенными лампами накаливания будет использовано много приборов с металлогалогенными источниками, люминесцентными лампами, светодиодными модулями. Будет установлена система создания динамических объёмных световых картин с помощью лазерного сканирования. Вместо традиционных плёночных светофильтров и скроллеров будет использоваться система непрерывного цветосмешения CMY (RGB), когда происходит плавный переход от холодного света к тёплому через всё многообразие цветовых оттенков.

Система управления освещением будет создана на базе сети Ethernet. Обратная связь цифрового канала обеспечит непрерывный контроль за состоянием системы в целом и за работой каждого компонента сети. Организация контролируемого цифрового потока между главным осветительным пультом и всеми устройствами позволит компьютерную визуализацию театрального действия.

Всё сценографические трансформации (свет, механика, декорации) будут смоделированы в виртуальном пространстве. До того момента, когда актёры выйдут на сцену для репетиций в реальных декорациях, репетиционный процесс будет отработан постановочной группой при участии художника сценографа за компьютером. Это будут — виртуальные репетиции...

Пресс-конференция предполагает вопросы из зала (отвечает В.Ю. Ефимов). Вопросы прозвучали:

"Почему реконструкция, например, миланского Ла Скала стоила дешевле?"

Ответ заложен в самом названии театра — Большой. Наш театр раз в пять больше миланского и целого ряда других европейских сценических площадок. Но самое главное, наша реконструкция предусматривает сохранение и исторического здания, и исторической сцены. А модернизировать старое всегда дороже, чем строить новое...

"Планируется ли сокращение бюджета?"

Пока только поднимается вопрос поэтапного финансирования.

"Как и чем российские производители будут участвовать в проекте?"

Стальными конструкциями.

"Чем обусловлена такая сложная механизация сцены?"

До последнего времени Большой театр оставался театром живописных задников и тканевых декораций. Все современные режиссерские и постановочные решения приводили к тому, что спектакли монтировались длительное время. Для театра с разнообразным репертуаром, да и просто для современного театра, это — невозможно.

Вот, собственно, и всё. Мне на какой-то миг показалось, что присутствующие в зале журналисты до конца и не осознали всю грандиозность происходящего... Но стоило выйти на улицу, как взгляд невольно натыкался на задрапированную зелёной сеткой громаду здания Большого театра, будто впавшего в многолетнюю спячку. Прежним остался только фасад, с квадригой лошадей на фронтоне и Аполлоном, равнодушно взирающим на наши усилия возродить главный театр страны. Впрочем, у богов всегда такое выражение: ну-ну...

22.03.2018

Тестирование и гарантии от ETC

19.03.2018

ETC расширяет гарантию на прожекторы, проданные после 1 января 2018 года

05.03.2018

60 лет Зеленограду отметили открытием Культурного Центра «Зеленоград» после реконструкции

28.02.2018

Новое обновление программного обеспечения для ETC

09.02.2018

Московский парк «Зарядье» собирает награды!

30.01.2018

Официальный дистрибьютор Portman Lights в России!

23.01.2018

Встречайте компанию Portman Lights

19.01.2018

Новая прошивка для ColorSource