Методика программирования спектакля для сценической механики. Часть 2

12.03.2010

Методика программирования спектакля для сценической механики. Часть 2

"Методика программирования спектакля для сценической механики. Часть 1"

Существует множество вариантов программирования автоматизированной системы управления механикой сцены, я приведу несколько, в порядке их усложнения.

Вариант 1

Наверняка всем хорошо знакома "перестановка в тёмную". Именно с нее мы и начнём. Предположим, что на 10-м штанкете у нас висит первый фон, а на 9-м соответственно второй. На 1-м у нас висит поплановый занавес, а на 3-м — супер. На 4-х индивидуальных подъёмах у нас подвешена некая декорация, к примеру, карета. Примем за условие, что каждая команда управляет одним устройством. Определимся с количеством перестановок в нашем спектакле. Предположим, их будет 4, включая начальное положение.

Итак, имеем 4 перестановки, а значит, мы создаем 4 сцены. Выполнение первой сцены приведёт к начальному положению декораций на сцене. Попытаемся описать в словесной форме то, что мы должны сделать:

Сцена 1 — начальное положение
Время — 00:00, Ш-1 (поплановый занавес) опущен на 7 метров (закрыт)
Время — 00:00, Ш-3 (супер) поднят на 15 метров (открыт)
Время — 00:00, ИП-1 (карета) опущен на 7 метров (опущена на сцену)
Время — 00:00, ИП-2 (карета) опущен на 7 метров (опущена на сцену)
Время — 00:00, ИП-3 (карета) опущен на 7 метров (опущена на сцену)
Время — 00:00, ИП-4 (карета) опущен на 7 метров (опущена на сцену)
Время — 00:00, Ш-10 (первый фон) опущен на 7 метров
Время — 00:00, Ш-9 (второй фон) поднят на 15 метров (убран)
Время — 00:00, Пауза

Сцена 2 — начало спектакля
Время — 00:00, Ш-1 (поплановый занавес) поднятие за 20 секунд на 15 метров
Время — 00:00, Пауза

Сцена 3 — убираем карету, меняем задник
Время — 00:00, ИП-1 (карета) поднятие за 20 сек. на 15 метров (поднята)
Время — 00:00, ИП-2 (карета) поднятие за 20 сек. на 15 метров (поднята)
Время — 00:00, ИП-3 (карета) поднятие за 20 сек. на 15 метров (поднята)
Время — 00:00, ИП-4 (карета) поднятие за 20 сек. на 15 метров (поднята)
Время — 00:00, Ш-9 (второй фон) опущен на максимальной скорости до 7 метров
Время — 00:00, Ш-10 (первый фон) поднят на максимальной скорости до 15 метров
Время — 00:00, Пауза

Сцена 4 — опускаем супер
Время — 00:00, Ш-3 (супер) опускание за 15 секунд до 7 метров
Время — 00:00, Пауза

В принципе, ничего сложного. Следует обратить внимание вот на что. Время начала каждой из команд равно 00:00, это означает, что команда начнёт выполняться сразу же после начала сцены. Каждая сцена заканчивается паузой — это означает, что после выполнения сцены выполнение сценария приостанавливается. В различных системах управления сценической механикой это реализовано по-разному. В одних надо добавлять команды паузы в сцене, в других — в параметрах самой сцены указывается, будет ли сцена с паузой либо без нее, в третьих существует режим полуавтоматического исполнения по шагам (покомандно) или по сценам.

Вариант 2

Динамика. Представляем себе сцену, в которой мы используем наши устройства, например, штанкет 2 и 3 в спектакле. Предположим, что на штанкетах 2 и 3 подвешен некий мост, в процессе спектакля, как только с моста сойдёт актер, мост должен подняться на высоту 4 метра. Мы знаем, что по ходу сцены это должно произойти на 18 минуте от начала сцены.

Сцена 2
*
*
*
Время — 00:18:00, Ш-2, поднять вверх на скорости 0,4 м/с на высоту 4 метра
Время — 00:18:00, Ш-3, поднять вверх на скорости 0,4 м/с на высоту 4 метра
*
*
Пауза

Все бы хорошо, но что делать, если уже подходит 18 минута, а актёр ещё не успел покинуть мост. Выходов несколько:

1. Используя мастер-скорость, замедлить выполнение сценария. Но при таком методе очень сложно оценить степень замедления на глаз, и возможны нежелательные паузы в ходе спектакля. Например, актёр не успевает сойти с моста, мы замедлили мастер-скорость слишком сильно, актер сошёл с моста, мы восстановили мастер-скорость, а мост ещё не поехал, не пришло его время...

2. Использовать кнопку "Пауза". Кнопка "Пауза" аналогична уменьшению мастер-скорости до 0% со всеми вытекающими последствиями.

3. Разбить сцену с критическими моментами на более мелкие сцены с паузами.

Пример:

Сцена 2
*
*
*
Пауза

Сцена 3
Время — 00:18:00, Ш-2, поднять вверх на скорости 0,4 м/с на высоту 4 метра
Время — 00:18:00, Ш-3, поднять вверх на скорости 0,4 м/с на высоту 4 метра
*
*
Пауза

В таком случае оператор сможет, визуально наблюдая за актёром, дать команду на продолжение выполнения спектакля. В более сложных системах сценической механики возможно применение радиобрелков, находящихся у актеров. Например, в системе запрограммирована пауза до прихода сигнала с радиобрелка №1. Актёр, сошедший с моста, нажимает кнопку в кармане или любом другом месте, и исполнение спектакля продолжается.

Теперь несколько слов о написании самих программ. Как правило, написание программы происходит в той или иной табличной форме с вложениями. Пример на рисунке:

Механика сцены. Пример программы сценария

При этом команды, имеющие одинаковое время начала исполнения, исполняются одновременно, а не последовательно, как это показано в таблице. Для удобства список команд, входящих в сцену, можно свернуть, если вы работаете с другой сценой.

Как правило, в системах написания программ присутствуют возможности копирования и удаления сцен и команд. Во многих системах можно оставлять черновики сцен в сценарии, делая их неактивными, тогда они не участвуют в выполнении сценария. Это удобно, когда, например, вы ещё не определились с конкретной сценой и сделали два её варианта. Меняя активность одной из сцен, вы можете выбирать тот или другой вариант. Также присутствует возможность изменять порядок следования сцен.

В разных системах наименование команд и их параметры могут различаться, но их сути это не меняет. В более сложных системах к табличному может быть добавлен визуальный редактор сценариев.

Практически все системы автоматизированного управления механикой сцены постоянно развиваются. Добавляются новые модули управления и сервисные функции, учитываются пожелания технических служб театров.

Роман Вербицкий

09.02.2018

Московский парк «Зарядье» собирает награды!

30.01.2018

Официальный дистрибьютор Portman Lights в России!

23.01.2018

Встречайте компанию Portman Lights

19.01.2018

Новая прошивка для ColorSource

16.01.2018

Новая прошивка для Eos

10.01.2018

Новый каталог ADB

09.01.2018

Новая платформа grandMA3

19.12.2017

Об итогах года.