Интервью Александра Фокичева для ZioGiorgio

23.05.2014

Интервью Александра Фокичева для ZioGiorgio

Недавно Александр Фокичев ответил на вопросы интернет журнала ZioGiorgio. Мы приводим русскую версию текста интервью, а в оригинале она выглядит так.

ZioGiorgio: Ваша компания существует на рынке с конца 80-х годов. Как вы начинали?
Александр Фокичев: Наша компания возникла ещё во время существования СССР, 6 мая 1987 года в виде центра научно-технического творчества молодёжи "Дока". Это были первые негосударственные, так называемые хозрасчётные организации, ставшие предвестниками новых отношений собственности. Организовал центр НТТМ Александр Михайлович Чуенко, работавший в то время первым секретарём Зеленоградского райкома комсомола, он стоял у истоков движения НТТМ и стал одним из авторов разработки законодательных решений, закрепляющих статус движения. В начале пути мы, зеленоградская молодёжь, в основном выпускники Московского института электронной техники, расположенного в Зеленограде, занимались всем подряд: придумали сверхтонкий скальпель из сапфира для офтальмологов, машину на солнечных батареях, первые компьютерные игры ("Тетрис" был разработан сотрудниками "Доки", впоследствии мы продали права на разработку), даже спутники разрабатывали. С 1989 года мы начали разрабатывать и производить систему управления эффектным светом DL-80 и оригинальные световые матрицы, с этого всё и началось. Нашим первым заказчиком был телевизионно-технический центр Останкино, а наши матрицы можно было видеть на передаче "Песня — 90,91,92"...

ZioGiorgio: Какие марки оборудования вы начали распространять первыми?
Александр Фокичев: Мы развивались, и без продукции мировых лидеров не могли предложить нашим заказчикам полный спектр оборудования. В 1992 году начались наши переговоры, а уже в начале 1993 года мы заключили первые дистрибьюторские соглашения – с компанией FAL,ADB и Jem smoke machine. FAL тогда представлял очень широкий спектр прожекторов и оборудования для дискотек, клубов, театров, ADB была и есть одна из старейших и уважаемых в мире компаний в области именно театрального оборудования. В её списке пульты управления светом, диммерные системы и классические театральные прожекторы. А Jem производил дым-машины.К сожалению, из той тройки ныне здравствует только ADB, Jem продал свой бизнес Martinу, дым-машины под этим именем до сих пор производятся, FAL продал своё имя китайцам. В 1994 году мы начали работать с компанией Clay Paky, с которой работаем по сей день, это наш основной партнёр – в этом году мы совместно широко празднуем 20-ю годовщину наших партнёрских отношений.

ZioGiorgio: Переход от СССР с Российской Федерации дался вам тяжело с точки зрения работы?
Александр Фокичев: Как я уже говорил, Дока, как хозрасчётная структура, была создана ещё во времена СССР, поэтому у нас не возникло проблем, когда трансформировалось наше общество и государство. Мы начали меняться заблаговременно.

ZioGiorgio: Как ДОКА продолжала оставаться "на плаву" по время кризисов?
Александр Фокичев: Хорошо помню августовский кризис 1998 года. В начале сентября в Доке неожиданно перестали звонить телефоны. И было действительно жутковато. Я вспомнил, что кризис не мировой, а только наш, российский. И обратил свои взоры заграницу. Мы уже имели опыт экспорта из России компонентов для производства интеллектуальных прожекторов: шаговых двигателей, дихроичных фильтров и газоразрядных ламп. Руководитель компании ROBE любит вспоминать, что свои первые сканеры он комплектовал русскими шаговыми моторами, купленными в Доке. Я решил вернуться к этой программе, но не успел. Через две недели молчания телефоны ожили снова. Кризис 2008-2009 года прошёл для нас относительно мягко. Да, у нас сократился объем проектов, примерно на 40%, но это не было критичным для нашей компании.

ZioGiorgio: В каком, на ваш взгляд, состоянии находится российский рынок профессионального оборудования на сегодняшний день?
Александр Фокичев: Рынок стал информационно насыщенным благодаря новым технологиям. Вот и появление Вашего информационного ресурса я расцениваю, как свидетельство появления насыщенной информационной среды. Прошло время, когда клиент обращался к тебе потому, что не знал куда ещё обратиться. Сейчас все знают всё благодаря интернету. Мы проводили анализ у себя в компании, 95% обращений в компанию происходит на основании информации, полученный из интернета. Ни выставки, ни рассылки уже не оказывают былого влияния. Поэтому компаниям приходится убеждать клиентов чем-то другим, кроме как наличием на складе. Мы пока справляемся.

ZioGiorgio: На какое оборудование преобладает спрос?
Александр Фокичев: Мы на сегодня театральная компания. И я сужу о предпочтениях, скорее всего, с точки зрения театральных художников по свету. Классический театральный свет пока никто не отменял, но интеллектуальный свет, специально разработанный на основе требований театра, пользуется большой популярностью. Совсем недавно, с осторожностью, театральные художники начали пользоваться светодиодными прожекторами. У нас очень популярны светодиодные полноповоротные прожекторы от Clay Paky K20, прожекторы с диодами RGBAW серии Lustr компании ETC. Дока на сегодня компания полного спектра услуг в области технологии сцены, кроме света мы также предлагаем театральную механизацию собственного и зарубежного производства, системы видеопроекции, связи и электроакустики. Спрос на такие системы диктует необходимость капитального ремонта и реконструкции большинства российских театров. Если брать свет для шоу, то феноменальный успех имеет на рынке прожектор Sharpy, производимый компанией Clay Paky. Это такой очень лёгкий и маленький корпус, который быстро и точно вращается и светит очень острым и очень ярким лучом от газоразрядной лампы мощностью всего 190 вт. Это имя уже стало нарицательным на рынке.

ZioGiorgio: Что вы думаете о светодиодных технологиях?
Александр Фокичев: Светодиод, по мере возрастания мощности и яркости, взорвал современную светотехнику, в том числе и такую специфическую, как специальный свет для шоу и сцены. Светодиоды имеют продолжительность жизни 50000 часов, что примерно совпадает с жизненным циклом самого прибора. Потребляемая мощность в два-три раза меньше, чем у традиционных ламп. Конечно, за ними будущее. Но в театральном свете светодиоды появляются позже других сфер применения. Светодиод пока ещё не очень хорошо фокусируется, ему ещё трудно конкурировать с яркостью газоразрядных ламп, но всё это дело ближайшего будущего.

ZioGiorgio: В каких значимых проектах (с точки зрения использованного оборудования, технологий, престижа) участвовала ваша компания?
Александр Фокичев: За столько лет мы участвовали в большом количестве разнообразных проектов. Самым трагичным был проект мюзикла "Норд Ост"; самым первым крупным театральным проектом была реконструкция системы постановочного освещения Новосибирского театра оперы и балета; самым продолжительным и самым престижным можно назвать наше сотрудничество с Большим театром. Мне очень понравилась работа по реконструкции Воронежского драматического театра, это когда подобралась интересная команда, когда заказчик знает, чего он хочет и получается совокупный результат: красивое здание, интерьеры, зал, и технологии соответствуют.

ZioGiorgio: На какие этапы делится реализация проектов? Проектирование, симуляции (используете ли вы какое-либо программное обеспечение для этих целей? если да, то какое?), монтаж...
Александр Фокичев: Проект начинается с разработки концепции. Есть разные технологические идеологии для сцены. Например, российский театр, как репертуарный, часто пользуется системой жестко закрепленных софитов, с большим количеством разнообразного оборудования. Современный европейский театр, в большей степени представляющий прокатную площадку, предпочитает безсофитную схему подвеса, где при помощи гибкой системы коммутации, можно быстро менять схему развеса прожекторов. Определившись с концепцией можно приступать к проектированию стадии П – "проект". На этой стадии закладываются основные технологические решения, составляются спецификации оборудования, создаются планы расстановки оборудования.

Дальнейшее проектирование стадии РД – "рабочая документация", предусматривает точный расчёт длины трасс для коммутации оборудования, сечения проводов, трубных пакетов и т.д. Заканчивается всё кабельным журналом и подробным сметным расчётом. Если театр государственный (а у нас в стране таковые составляют абсолютное большинство), то проект должен пройти экспертизу. После получения положительного заключения экспертизы могут состояться торги по выбору подрядчика, и стройка начнётся. В случае необходимости при проектировании мы создаём трёхмерную модель будущего зала при помощи программы 3D max, после чего "развешиваем" в этом зале прожекторы при помощи программы Light Converse и смотрим, что получилось, каким будут реальные условия освещенности в этом зале. Одним из примеров такой работы могу привести случай с проектированием системы постановочного и эффектного освещения концертно-спортивного зала "Фетисов Арена" во Владивостоке, где надо было найти схему размещения для более, чем двухсот мощных прожекторов moving body.

ZioGiorgio: Проводите ли вы курсы и образовательные мероприятия для ваших клиентов и сотрудников?
Александр Фокичев: Да. Пожалуй, первыми на рынке мы ввели традицию проведения образовательных семинаров. Первый состоялся в далеком двухтысячном году, а очередной должен состояться совсем скоро, 4-6 июня. На семинар собираются представители технологических служб театров, художники по свету, художники-сценографы, все, кто связан со сценой. Мы привозим сюда образцы новой техники, приезжают представители компаний-производителей, здесь можно получить консультацию, обменяться опытом и мнениями с коллегами.

С нашей помощью девять лет назад была издана уникальная книга "Театральное освещение", написанная главным художником по свету Большого театра Дамиром Исмагиловым и художником по свету Еленой Древалёвой. Они имеют большой опыт преподавания профессии в Школе-студии МХАТ.

В этом году в рамках нашего семинара мы представим новое, переработанное издание книги "Театральное освещение".

ZioGiorgio: какие у ДОКИ планы на ближайшее будущее?
Александр Фокичев: Работать.)) Одновременно в работе находится более десяти проектов, в столице и за пределами. Провести семинар. Представить книгу "Театральное освещение". Обновить фирменный стиль, внешний вид компании. Запустить полностью обновлённый интернет-сайт компании. Отпраздновать 20-летие сотрудничества между Докой и ведущей мировой компанией в области интеллектуально света Clay Paky. Так что дел хватает.


Спасибо большое за Ваше участие.
Анастасия Клинушкина

11.07.2018

Сергей Собянин посетил концертный зал "Зарядье"

05.06.2018

Победители конкурса «Дорогу молодым!»

04.06.2018

Материалы семинара «Практика сцены» доступны в свободном доступе

31.05.2018

Книга В.В. Лукасевича «Магия света»

30.05.2018

Юбилейный Х Всероссийский Семинар «Практика Сцены»

29.05.2018

ДОКА получила сертификат от компании ЕТС

29.05.2018

Вышло новое обновление программного обеспечения для консолей EOS от ЕТС

16.05.2018

Акция #SaveStage.Lighting набирает обороты.